Скачайте, распечатайте и заполните индивидуальный план занятий по прохождению повышения квалификации в МГТУ им. Н.Э. Баумана

Индивидуальный план, Заявление

1. Краткая инструкция по заполнению индивидуального плана занятий

Программа повышения квалификации состоит из двух частей.

Базовая часть состоит из 8 модулей (16 ауд. часов) и предполагает их обязательное прохождение. Каждый модуль базовой части имеет фиксированные время и место проведения занятий. Дату проведения занятий Вам необходимо выбрать из прилагаемого календаря.

Вариативная часть программы предоставляет возможность изучения наиболее интересных модулей. Для успешного освоения программы необходимо выбрать модули общим объемом не менее 20 аудиторных часов. Время и место проведения занятий фиксированы, а выбор наиболее подходящего из предложенных дней также остается за Вами.

После заполнения индивидуального плана занятий не забудьте сохранить у себя сведения о времени и месте проведения занятий, а также о выбранных модулей.

2. Базовая часть

Ориентируясь на время проведения занятий, выберите из прилагаемого календаря удобные для Вас даты, выделенные соответствующим цветом, и укажите их в свободных клетках напротив каждого модуля.

Базовый блок (модули по 2 ауд. часа; понедельник, вторник, среда, четверг)

Номер и наименование модуля Ауд.№ Время
Б.1 Юридические основы повседневной деятельности преподавателя (часть 1) 360 10:15 - 11:50 Краткое содержание

Назначение Правового управления Университета. Порядок обращения. Основные права и обязанности преподавателя, студента и Университета. Формирование навыков антикоррупционного поведения Образовательная деятельность антикоррупционной направленности в рамках преподавания различных учебных дисциплин. Совершенствование ресурсов Университета в соответствии с законодательством РФ в целях обеспечения информационной открытости образовательной деятельности. Формирование антикоррупционной культуры.

Б.2 Формирование электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС) 360 12:00 - 13:35 Краткое содержание

Обзор федерального законодательства в области высшего образования и требований предъявляемых к электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС). Назначение, структура и порядок функционирования ЭИОС.

Б.3 Организационные аспекты разработки учебно-методической литературы в МГТУ им. Н.Э. Баумана 360 13:50 - 15:25 Краткое содержание

Жанровые особенности учебно-методической литературы (УМЛ). Виды УМЛ. Требования к УМЛ на основе психофизиологических особенностей восприятия информации и современных образовательных стандартов. Таксономия Блума.

Работа с базой данных metodist.bmstu.ru. Работа с порталом ebooks.bmstu.ru. Взаимодействие с методическими рецензентами и структура требований, применяемых в методическом рецензировании.

Б.4 Локальные нормативные акты образовательной деятельности Университета 360 15:40 - 17:15 Краткое содержание
  • О самостоятельной работе студентов в рамках учебных планов, годовых учебных планов и дисциплин;
  • Модули дисциплины, определение объема контрольных мероприятий при планировании учебной нагрузки по дисциплине;
  • Об организации проведения текущего контроля успеваемости;
  • О промежуточной аттестации, ее видах и способах оценивания;
  • О правилах восстановления студентов и перезачете дисциплин;
  • О формировании академической задолженности и правилах ликвидации их;
  • О переводах студентов и документах, необходимых для этого;
  • О причинах отчисления студента, реализации процедуры отчисления студента за академическую неуспеваемость;
  • Об элективных дисциплинах и дисциплинах по выбору;
  • Правила проведения государственной итоговой аттестации, возможности ее апелляций;
  • Проверка выпускной квалификационной работы на незаконный объем заимствования;
  • О функциях и обязанностях нормоконтролера на кафедре;
  • Правила организации практик;
  • Особенности проведения практики для студентов целевого набора.
Номер и наименование модуля Ауд.№ Время
Б.5 Работа с электронной библиотекой Университета и сторонними библиотеками. Публикационная активность 360 10:15 - 11:50 Краткое содержание

Роль распространения информации в современном обществе. Сайт библиотеки МГТУ. Сервисы сайта. Персональный центр. Удаленный заказ литературы. Научные издания в электронном виде: Издательские платформы. Вендоры (агрегаторы) информационных ресурсов. Достоверность и авторитетность научной информации. Отличие рецензируемых источников от других. Лицензионные информационные ресурсы и ресурсы открытого доступа (Open Access). Доступ к платформам без лицензии (получение библиографической информации). Поиск информации: Индексирование и классификация информации. Реферативные БД мультидисциплинарные и тематические. Чтение документа: Переход к полному тексту. Лицензионный доступ: по IP адресам организации; другие виды аутентификации пользователя. Webvpn. Единый центр аутентификации МГТУ. Работа с электронной информацией: личная регистрация пользователя с целью сохранения настроек интерфейса, сохранения истории поиска, сохранение тематических коллекций найденных документов, настройка оповещений (Alert). Пристатейные списки литературы (Библиография) как способ поиска информации. Переход по гиперссылке из библиографического списка. Обратная ссылка «Процитировано в». Особенности хранения и доступа к информации в электронном виде: URL, DOI. Сервис Discovery. Наукометрия: Индексы цитирования – Web of Science, Scopus. Национальный индекс цитирования – РИНЦ. Индекс Хирша. Импакт-фактор. Публикации авторов МГТУ в Картотеке фондов библиотеки и в Картотеке публикаций в индексируемых журналах по ПНР МГТУ. Взаимодействие подразделений университета с библиотекой при составлении Картотеки по ПНР. Учебные издания в электронном виде: Полнотекстовые издания МГТУ на сайтах библиотеки, Издательства МГТУ, ЭБС «Лань». Электронно-библиотечные системы РФ.

Б.6 Вопросы патентной защиты объектов интеллектуальной собственности (часть 1) 360 12:00 - 13:35 Краткое содержание

Понятие авторского права и интеллектуальной собственности. Назначение Центра защиты интеллектуальной собственности (ЦЗИС) и выполняемые им задачи в Университете. Субъекты и объекты авторского права. Правила подачи заявки на патент на изобретение.

Б.7 Проектирование учебно-методической литературы в МГТУ им. Н.Э. Баумана 360 13:50 - 15:25 Краткое содержание

Жанровые особенности учебно-методической литературы (УМЛ). Виды УМЛ. Требования к УМЛ на основе психофизиологических особенностей восприятия информации и современных образовательных стандартов. Таксономия Блума. Подготовка учебно-методического пособия по дисциплине.

Б.8 Документальное сопровождение реализации основных образовательных программ Университета 360 15:40 - 17:15 Краткое содержание

Обзор федерального законодательства в области высшего и среднего профессионального образования. Требования к структуре, содержанию, условиям реализации, качеству основных образовательных программ, заложенных в федеральных государственных образовательных стандартах.

3. Вариативная часть

Ознакомьтесь с содержанием вариативной части и выберите модули общим объемом не менее 20 ауд. часов. Все модули объединены в блоки. Для наглядности, даты занятий по блокам №1, №2 обозначены на календаре соответствующими цветами. В свободных клетках напротив выбранных модулей из прилагаемого календаря (п.4) укажите удобные для Вас даты проведения занятий.

Даты занятий по модулям блока №3 будут определены по мере комплектования групп. В случае выбора 20-часового модуля его необходимо прослушать полностью.

Вариативный блок № 1 (модули по 2 ауд. часа; понедельник, среда)

Номер и наименование модуля Ауд.№ Время
В.1 Электронные ресурсы в переводческой деятельности 360 08:30 - 10:05 Краткое содержание

Формирование навыков грамматического оформления и редактирования переведенного текста на компьютере. Работа с текстовыми редакторами. Стандартные форматы файлов. Программы для решения конкретных переводческих проблем, входящих в пакеты Microsoft Office, стандартное сочетание клавиш для ускорения работы. Знакомство с автоматическими переводными словарями. Особенности поиска лингвистической информации. Различия между автоматическим и автоматизированным переводом. Анализ возможностей и ограничений сетевых переводчиков типа «PRROMT». Обзор одноязычной компьютерной. Обзор электронных корпусов текстов ( ANC, BNC, OEC, Bank of English, Oxford English Corpus, параллельные корпусы и др.). Поиск лингвистической информации с помощью конкордансеров (AntConc, WordSmith Tools, Text Analysis, ConcGram 1.0 и др.). Автоматическое редактирование текста перевода Edit Text Pro, Style Writer 4.0, As-U-Typed и др. Системы накопительной памяти переводов (технология Translation Memory)

В.2 Юридические основы повседневной деятельности преподавателя (часть 2) 360 10:15 - 11:50 Краткое содержание

Основные права и обязанности преподавателя, студента и Университета. Рассмотрение наиболее часто встречающихся в Университете ситуаций, требующих юридических разъяснений действий преподавателя. Знание и применение преподавателем основных положений Устава, а также Правил внутреннего распорядка Университета в повседневной образовательной деятельности, как надежный инструмент разрешения возможных конфликтных ситуаций со студентом. Рассмотрение наиболее часто встречающихся в Университете ситуаций, требующих юридического разъяснения действий преподавателя. Примеры досудебных и судебных разрешений конфликтных ситуаций, оценка их последствий.

В.3 Вопросы патентной защиты объектов интеллектуальной собственности (часть 2) 360 12:00 - 13:35 Краткое содержание

Практика разрешения спорных вопросов по объектам интеллектуальной собственности. Защита авторского права и смежных прав. Ответственность на нарушение прав на объекты интеллектуальной собственности.

В.4 Современные требования издательств к написанию аннотаций к научным статьям на английском языке 360 13:50 - 15:25 Краткое содержание

Знакомство с понятием аннотации, особенностями её содержания и оформления, с основными требованиями, предъявляемыми к ней российскими и зарубежными издательствами. Алгоритм составления аннотации. Основные лексические, грамматические, синтаксические и стилистические аспекты написания аннотации на английском языке. Образцы клише для аннотаций на английском языке. Распространенные ошибки русскоязычных авторов, их причины и способы устранения.

В.5 Внутренние электронные ресурсы Университета: официальный сайт, электронная почта и сеть Wi-Fi 360 15:40 - 17:15 Краткое содержание

Правила регистрации пользователя для работы с сервисами сети Университета. Основы безопасности, правила работы с паролями. Как обратиться и какую информацию необходимо сообщить в службу поддержки. Обзор сервисов, имеющихся в сети Университета для сотрудников (почта, Электронный Университет, библиотечные ресурсы, wifi, vpn, webvpn). Обзор сервисов, имеющихся в сети Университета для подразделений (почта, проводное подключение к сети, облачные ресурсы). Обзор сервисов, имеющихся в сети Университета для гостей (беспроводной доступ в интернет). Обзор технологий унифицированных коммуникаций и совместной работы. Принципы работы с электронной почтой (варианты подключения (web интерфейс, толстый клиент), хранение почты локально и на сервере, общие папки, календари, права доступа, борьба со спамом). Принципы работы с облачным диском (подключение, загрузка файлов, формат ссылки на облачные ресурсы). Принципы работы с системой мгновенных сообщений и присутствия. Принципы работы ip телефонии. Работа с клиентской страницей абонента (смена пароля, активация сервисов, обращение в службу поддержки). Подключение к беспроводной сети (обзор основных проблем, возникающих при подключении). Работа с электронной почтой (отправка, получение, пересылка писем, настройка адреса отправителя, создание правил обработки почты отправленной на адрес подразделения, создание общей папки). Размещение файлов на облачном хранилище и отправка ссылок на файлы респондентам. Использование облачного хранилища для создания персональной страницы. Использование системы мгновенных сообщений и присутствия для совместной работы. Использование ip телефонии для совместной работы.

Номер и наименование модуля Ауд.№ Время
В.6 Техническая эстетика (промышленный дизайн) 360 08:30 - 10:05 Краткое содержание

Определение промышленного дизайна. Объекты проектирования. Роль и место дизайна в общем проектном .процессе. Основные этапы дизайн-проекта, их содержание. Типы дизайн-проектов. Взаимодействие дизайнера с инженером и заказчиком. Демонстрация и разбор конкретного проектного кейса.

В.7 Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) 360 10:15 - 11:50 Краткое содержание

Обзор педагогических техник, использующих творческие поисковые стратегии. Понятие об инструментах ТРИЗ. Дидактические возможности ТРИЗ. Применение оператора ИКР (идеальный конечный результат) в учебном процессе. Применение инструмента ТП (технические противоречия) и приемов их разрешения. Системный подход, поиск ресурсов и учет ЗРТС (законы развития технических систем).

В.8 Организация медицинского обслуживания в Университете 360 12:00 - 13:35 Краткое содержание

Организационно-штатная структура УНМТЦ, направления медицинской деятельности отделов, профессиональные возможности и условия получения медицинских услуг в медицинском центре. Оказание первичной и неотложной помощи сотрудникам Университета. Медицинское сопровождение прикрепленного персонала Университета. Проведение профилактических и периодических медицинских осмотров профессорско-преподавательского состава, выдача и ведение Санитарных книжек. Профилактическая работа с сотрудниками, превентивная вакцино-профилактика, санитарно-просветительная работа. Проведение клинико-экспертной работы врачебной комиссией УНМТЦ, выдача справок о состоянии здоровья, листков нетрудоспособности и т.д. Направление на стационарное лечение в учреждения ДЗ г. Москвы, МЗ, выдача санаторно - курортных карт и т.д.

В.9 Тренинг по совершенствованию навыков публичного выступления преподавателя. Секреты презентации 360 13:50 - 15:25 Краткое содержание

Ораторское искусство неизменно высоко ценился во все времена, является обязательным для современного преподавателя. Владение им на должном уровне обеспечивает высокий рейтинг в трудовом коллективе и во многом служит залогом успеха у студенческой аудитории.

В.10 Тренинг по деловому этикету. Имидж преподавателя 360 15:40 - 17:15 Краткое содержание

Переориентация на гуманистические ценности образования, отход от догматической модели преподавания актуализирует проблемы формирования положительного имиджа преподавателя Вуза, который складывается из профессиональных и индивидуально-личностных качеств педагога – знания преподаваемого предмета, профессионализма, организационных способностей, практического опыта, способности к самосовершенствованию, ответственности, коммуникабельности, готовности к сотрудничеству.

Вариативный блок № 2 (модули по 2 ауд. часа; вторник, четверг)

Номер и наименование модуля Ауд.№ Время
В.11 Внедрение современных образовательных технологий в учебный процесс. 360 08:30 - 10:05 Краткое содержание

Роль образования в современных реалиях; 3 основных момента, на которых строится эффективное образование. Тренды в образовании, оценка их потенциальной полезности. Опыт и практические примеры внедрения современных образовательных технологий.

В.12 Практическая работа с «Электронным университетом» - Обзор подсистем, Статистика 360 10:15 - 11:50 Краткое содержание

Интегрированная информационная система управления университетом «Электронный Университет»: назначение, основные функциональные возможности. Руководство Пользователя системой. Назначение подсистемы «Статистика». Требования к подсистеме и основные функциональные возможности. Построение подсистемы «Статистика». Архитектура подсистемы. Информационные модули подсистемы и их взаимодействие.

В.13 Практическая работа с «Электронным университетом» - Текущая успеваемость 360 12:00 - 13:35 Краткое содержание

Общая характеристика новых стандартов образования. Назначение подсистемы «Текущая успеваемость». Требования к подсистеме и основные функциональные возможности. Использование кредитной системы ЕСТS. Рейтинго-модульная система контроля текущей успеваемости студентов. Различные формы ввода информации (лабораторные, курсовые, семинары, модули). Регламент и автоматизированный контроль ввода данных по текущей успеваемости.

В.14 Практическая работа с «Электронным университетом» - Библиотека учебных дисциплин, Учебные планы 360 13:50 - 15:25 Краткое содержание

Законодательные и иные нормативные правовые Акты, регулирующие взаимоотношения субъектов образовательной деятельности. Назначение подсистемы «Библиотека учебных дисциплин». Требования к подсистеме и основные функциональные возможности. Правила заполнения числовых показателей дисциплины. Правила заполнения текстовой части описания дисциплины. Формирование перечня компетенций Взаимосвязь содержания дисциплины с перечнем компетенций. Генерация печатной формы Назначение подсистемы «Учебные планы». Требования к подсистеме и основные функциональные возможности. Использование кредитной системы ЕСТS. Формирование весовых коэффициентов модулей основного учебного плана. Формирование учебного плана на основе «Библиотеки учебных дисциплин». Формирование «отрезков». Формирование версий учебного плана по годам поступления. Прототипы учебных планов. Контроль числовых показателей учебного плана на соответствие стандартам.

В.15 Современные технологии и оборудование 3D-моделирования и быстрого прототипирования для повышения наглядности образовательного процесса 230 15:40 - 17:15 Краткое содержание

Назначения и основные возможности технологий быстрого прототипирования. Определение. Преимущества Обзор технологий быстрого прототипирования: Стереолитография. Отверждение на твердом основании. Селективное лазерное спекание. Изготовление моделей из ламинатов. Моделирование изделий сплавляемыми частицами. Технология ZCorporation. Принципы технологий. Основные преимущества и недостатки. Примеры оборудования и прототипов. Специализированные сферы применение прототипов, изготовленных по технологии быстрого прототипирования. Литье в силиконовые формы. Литьё по выжигаемым моделям. Быстрое изготовление оснастки. Алюминий с эпоксидной смолой. Ювелирная промышленность. Формовка под вакуумом. Проект RepRap. История. Развитие. Идеология. Основные объекты. Конструкция FDM 3D-принтера. Основные компоненты, их назначение. Материалы и их особенности. Нестандартные пути развития технологий быстрого прототипирования. Архитектурные 3D-принтеры, пищевые 3D-принтеры, детские 3D-принтеры, 3D-ручки. 3D-сканирование. Принципы технологий 3D-сканирования. Области применения. Основные производители и 3D-модели 3D-сканнеров.

Номер и наименование модуля Ауд.№ Время
В.16 Развитие способности к обучению. Психология учебной деятельности 360 08:30 - 10:05 Краткое содержание

Общие характеристики учебной деятельности. Соотношение понятий учебной деятельности, учения, обучения и научения. Виды научения, их развитие в онтогенезе. Психологические факторы успешности научения. Особенности обучения в разные возрастные периоды.

В.17 Написание статьи в рецензируемом журнале 360 10:15 - 11:50 Краткое содержание

Типы статей. Постановка главного вопроса исследования и определение предмета исследования. Заглавие статьи. Необходимость и критерии подбора убедительных аргументов. Вступление и заключение. Отработка структуры статьи. Аннотация. Ключевые слова. Виды цитирования и его оформление. Вопросы плагиата. Стилистическое оформление статьи. Библиография.

В.18 Использование технических средств обучения (ТСО) при проведении интерактивных занятий 360 12:00 - 13:35 Краткое содержание

Правила работы в мультимедийных аудиториях. Доступные для заказа сервисы, предоставляемые отделом ТСО. Программное обеспечение для повышения наглядности презентационного материала. Использование современного программного обеспечения для повышения наглядности. Работа в программе Pointofix.

В.19 Организационно-методическое обеспечение подготовки аспирантов в Университете 360 13:50 - 15:25 Краткое содержание

Методологические основы диссертационного исследования. Кандидатская диссертация как научно-квалификационная работа. Руководитель и аспирант. Индивидуальный учебный план, кандидатские экзамены, аттестация аспиранта. Постановка цели и задач исследования, план (концепция) исследования. Подготовка к написанию диссертации (тема, объект, предмет исследования и т.д.). Структура диссертации, формальные требования к диссертации (актуальность, научная новизна, практическая значимость, достоверность результатов и др.). Информационный поиск по теме диссертации. Построение теоретических положений диссертации, эксперимент и его интерпретация. Апробация работы, формирование научных выводов. Результаты, выдвигаемые на защиту. Публикация научных результатов, формы публикаций, плагиат и компиляция. Написание и оформление текста диссертации. Автореферат как квинтэссенция диссертации, требования к автореферату и его структуре.

В.20 Особенности ведения служебной переписки и доступ к электронным документам 360 15:40 - 17:15 Краткое содержание

Делопроизводство и документооборот в Университете. Основные понятия, характеристика, структура. Функции Управления делами. Инструкция по делопроизводству как основной документ, регламентирующий работу по созданию и движению документов в Университете. Общие положения. Правила подготовки и оформления документов: реквизиты документов, бланки документов, требования к тексту документов, особенности подготовки, оформления и прохождения отдельных видов документов:

  • письма поступающие/ отправляемые,
  • приказы ректора по основной деятельности,
  • распоряжения,
  • служебные записки,
  • документы ДСП.

Контроль исполнения различных видов документов. Номенклатура дел подразделения. Систематизация, регистрация, сроки хранения документов. Система электронного документооборота (СЭД) Управления делами. Вход, поиск, получение, сохранение, распечатывание документов, работа с документами в СЭД. Ответственность за сохранность документов. ФЗ «Об архивном деле в РФ».

Вариативный блок № 3 (модули по 20 ауд. часов; пятница)

Номер и наименование модуля
В.21 Базовая компьютерная подготовка (Windows, Office)
В.22 Практика работы в WORD для уверенных пользователей
В.23 Практика работы в EXCEL для уверенных пользователей
В.24 Практика работы в MATLAB (ЦИТМ Экспонентаtd>
В.25 Практика работы в MAPLE
В.26 Практика работы в MATHCAD
В.27 Основы работы с MOODLE
В.28 Работа с AUTOCAD (Базовый и продвинутый курсы)
В.29 Работа с INVENTOR (Базовый и продвинутый курсы)
В.30 Основы работы в SOLID WORKS
В.31 Основы работы в программном комплексе EULER
В.32 Практика работы в SIEMENS NX
В.33 Создание иллюстраций (Adobe Photoshop, Illustrator)
В.34 Общая теория систем. Анализ, синтез и развитие
В.35 Проектирование оборудования с помощью АРМ WinMachine
В.36 Цифровые инженерные технологии в учебном процессе
В.37 Теория искусственных нейронных сетей
В.38 Деловая этика и культура делового общения
В.39 Концепция современного естествознания
В.40 Проектирование современных учебных изданий
В.41 Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ)
В.42 Психологические аспекты инженерной деятельности
В.43 Теория коммуникаций (на английском или французском яз.)
В.44 История науки и техники (на английском языке)
В.45 Психология высшего образования (практические занятия)
В.46 Методы повышения учебной мотивации студентов
В.47 Социальный и эмоциональный интеллект преподавателя вуза (12 часов)
В.48 Сравнительный анализ пакетов САПР (12 часов)

Согласно Приложению №1 к приказу ректора МГТУ им. Н.Э. Баумана от 18.12.2015г. №02.01-03/2074 в Учебном центре «Повышение квалификации преподавателей» ИСОТ визируются следующие документы:

  • представляемое в Ученый совет Университета личное заявление на имя ректора Университета об участии в конкурсном отборе (Скачать);
  • служебная записка заведующего кафедрой в отношении профессоров (для которых работа в Университете будет являться основной) на имя ректора Университета, в отношении замещения других должностей профессорско-преподавательского состава – на имя первого проректора-проректора по учебной работе (Скачать)